Сайты образовательных учреждений района
Главная ➜ Родителям

Родителям

Психологические особенности публичного выступления

Каждому из нас доводилось говорить или делать что-то перед группой людей. Ты делаешь доклад перед классом или рассказываешь что-то интересное своим друзьям, или участвуешь в спортивных соревнованиях, выступаешь со сцены на концерте, или на мероприятии в школе. Все это — различные варианты публичного выступления. 

Выступление перед большой аудиторией для многих становится серьезным испытанием, стрессовой ситуацией. Большинство перед началом публичного выступления испытывают чувство волнения. Главное - не снять это чувство волнения, а использовать его, чтобы показать свою индивидуальность. Правильно настроится. Научитесь думать о предстоящем публичном выступлении с удовольствием, осознавая, что вы побеждаете сами себя и преодолеваете внутренний барьер. 

Настрой - самый сложный и самый необходимый элемент выступления на людях. Он должен быть положительным, с верой в себя и в свои действия. Бывает сложно преодолеть естественный страх перед аудиторией, когда люди в зале представляются единой волнующейся массой, где трудно различить отдельные лица. Скажите себе так: «Все эти люди хорошо относятся ко мне. Они настроены дружелюбно. Многим из них приходилось быть в такой же ситуации. Они с пониманием отнесутся к моему волнению, оговоркам, запинкам. Им интересно то, что я скажу». Просто верь в «теплоту» аудитории, а не в «холодность». Легкое волнение естественно, оно придает живость твоему выступлению. Люди инстинктивно чувствуют, что ситуация необычна, она привлекает их внимание. А как раз это тебе и нужно — вызвать интерес слушателей или зрителей. Как побороть волнение:

 - представить самый худший вариант развития событий: выступление не удалось… Что изменится в жизни? Так ли уж это страшно?

 - если присутствуют компетентные, важные для ученика слушатели, предложите представить их в смешном виде (в шапочках, блестящих париках, клоунских нарядах);

 - некоторые физические упражнения (махи руками, приседания, глубокие входи и выдохи) также помогут энергию переживаний переместить в физическую энергию;

 - некоторым помогает легкая медитация «Я – молодец!», «У меня всё получится!».

Как выглядеть. Выступая перед публикой, вы оказываетесь в центре пристального внимания. В течение первых нескольких минут люди вас рассматривают, а уж затем вслушиваются в то, что вы говорите, и ваш внешний облик перестает их занимать. Это обычный ориентировочный рефлекс «кто это? какой он?» Главное: пусть вам в этой одежде будет удобно! Чтобы вы не отвлекались на то, как выглядите, а сосредоточились на том, о чем говорите. Внешний облик может помочь вам в первые минуты, дальнейший же интерес слушателей может удержать только интересное и занимательное выступление.

 О чем говорить. Определи цель своего выступления. Составь план или полный текст доклада. В зависимости от своих возможностей, ты будешь читать текст по бумаге или, изредка заглядывая в конспект, рассказывать. Стремись к тому, чтобы хорошо знать и понимать материал своего выступления. Тогда на бумаге у тебя будет написан «скелет» доклада — основные пункты-тезисы, которые нужно осветить. Обычная длительность выступления во взрослой аудитории — 15-20. Это биологическая норма. Удержать интерес слушателей помогают примеры, поясняющие излагаемый материал, и вопросы к слушателям — обратная связь.

Как говорить. Если вы уверенно выходите к месту выступления, то уже этим производите положительное впечатление.Большинство слушателей внимательно присматриваются к оратору, как он идет, как начинает говорить, как ведет себя за трибуной всем своим поведением нужно выражать уверенность и веру в свои силы. Уверенно встать на трибуну разложить свои записи (если они имеются), приветливо и спокойно посмотрите на слушателей. От того, как начнется речь оратора, в значительной мере зависит, удастся ли: установить контакт со слушателями, преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку», успокоиться и приобрести уверенность в себе, заинтересовать слушателей и привлечь их внимание к выступлению.

 При чтении связь между докладчиком и слушателем обычно пропадает после пяти минут чтения. Поэтому стремитесь рассказывать материал! Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

 Паузы - очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы.

Хорошо, если выступление выглядит как рассказ. Говорите просто и ясно, недлинными предложениями — будто рассказываете. Говорите достаточно громко, чтобы всем было слышно. Смотрите на людей, улыбайтесь. Не пугайтесь, если вдруг потеряли нить рассуждений или что-то забыли. Это нормальные перерывы в речи человека — вы ведь не по бумажке читаете. Остановитесь, помолчите, соберитесь с мыслями. Аудитория пока осмыслит ваши предыдущие слова — ей ведь не так хорошо все известно, как вам, по данному предмету. «Поймав мысль», спокойно продолжайте дальше, — так и выглядит обычный устный рассказ. Помните: слушатели дружественны вам, а не враждебны! Если тебе трудно смотреть на людей в зале, сделай следующее. Выбери среди слушателей симпатичного тебе человека и рассказывай будто ему одному. Будто вы сидите за чашкой чая вечерком, и ты рассказываешь другу интересные вам обоим вещи. Затем ты можешь найти в зале еще несколько таких людей и рассказывать уже нескольким «друзьям». Такое твое отношение постепенно может распространиться и на всех слушателей в аудитории. Люди обязательно это почувствуют и будут слушать тебя с интересом.

Как отвечать на вопросы. Если твое выступление нашло отклик в душах и умах слушателей, то тебе обязательно будут задавать вопросы. Вопросы — это проявление интереса к тебе и твоему выступлению, желание узнать больше. Вопросы чаще всего свидетельствуют о том, что выступление удалось, было интересным и понятным. Это вовсе не желание поставить тебя в глупое положение или показать твое незнание. Иногда вопрос затрагивает область, которую ты еще не изучал, или ты не знаешь ответа. Спрашивающему ответь: «Это будет являться предметом моего дальнейшего изучения», «Мне не встречалось в литературе ответа на этот вопрос». Все вопросы заданы, все ответы даны. Подожди еще несколько секунд. Улыбнись и скажи: «Спасибо за внимание!».

Всегда строй свое выступление так, как понравилось бы тебе самому, будь ты зрителем или слушателем!

Памятка «Рекомендации по поведению при публичном выступлении»

Назад